ИНСТРУКЦИЯ №143 срок пересмотра 10.12.2019
Безопасность обучающихся РИТ в зимнее время.
В зимнее время возможны следующие опасные факторы:
травмы головы и конечностей; вывихи и переломы;
повреждения позвоночника; растяжения и разрывы связок;
ушибы мышц.
К несчастным случаям, вызванным действием факторов, характерных для зимних условий, относится обморожение.
Большое значение для безопасности обучающих зимой, имеет одежда. В условиях зимнего время количество влаги, вывыделяемой организмом, значительно больше, чем в обычных условиях. В результате возрастает влагосодержание воздуха в пространстве между телом и одеждой и в самой одежде. Потовыделение сопровождается понижением температуры тела. Для уменьшения действия этих вредных факторов одежда должна обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха и быть сама воздухопроницаема. При отсутствии этих качеств на наружной и внутренней поверхности одежды конденсируется влага, ее теплопроводность уменьшается.
Теплая одежда должна быть обязательно дополнена теплой обувью и перчатками. В качестве обуви могут применяться валенки или сапоги, которые должны обладать хорошими тепло- и гидроизоляционными свойствами.
В холодное время калорийность пищи должна быть самой высокой. Связь между калорийностью и температурой почти линейная. Если при температуре +10°С человеку требуется примерно 3500 калорий в сутки, то при температуре -40°С это число возрастает до 4500- 5000. Обязательно употребление горячей пищи (хотя бы горячего чая или кофе).
Обморожения и ожоги частей тела - специфические, часто встречающиеся зимой поражения, которые могут привести к тяжелым последствиям.
Для защиты от обмораживания нужна, прежде всего, хорошая теплая одежда. При длительном пребывании на воздухе в морозные дни целесообразно открытые участки тела смазывать любым несоленым жиром.
Во избежание «контактного» обморожения нельзя трогать влажными (например, после снятия теплых рукавиц) руками металлические поверхности, охлажденные до температуры -20°С и ниже.
Длительное воздействие холода и ветра может вызвать общее переохлаждение тела, в результате которого человек замерзает. Сначала появляются вялость, усталость, сонливость, потом замедляются пульс и дыхание, температура тела снижается до 24-26°С. Во избежание замерзания, запрещается отдыхать на морозе, а также находиться там дольше разрешенного времени.
Первая помощь при обмораживании зависит от степени последнего. При первой степени, когда кожа потеряла чувствительность, необходимо быстро восстановить кровообращение в пораженных участках тела и предохранить их от заражения болезнетворными микробами. Для этого достаточно растереть пораженный участок тела какой-нибудь мягкой тканью или просто рукой. Растирание снегом не допускается, так как с мелкими кристалликами льда, которые могут поранить кожу, может быть занесена инфекция. После того как кожа покраснеет и станет теплой, ее надо протереть спиртом или одеколоном и смазать каким-либо жиром, мазью, вазелином.
После обморожения первой степени остается повышенная чувствительность к холоду, даже легкие повторные охлаждения вызывают припухлость и покраснение кожи. В этом случае люди должны особенно тщательно защищать себя от холода и ветра.
Вторая степень обморожения характеризуется тем, что на побелевшей коже появляются пузыри, наполненные светлой или розовой жидкостью, а сама кожа принимает багрово-синюю окраску. Пострадавшему необходимо обратиться за медицинской помощью. Массировать, растирать кожу и, тем более, прокалывать пузыри нельзя.
При третьей и четвертой степенях обморожения происходит омертвление кожи и тканей, а иногда и костей, сопровождающееся тромбозом крови. Пострадавшего следует немедленно доставить в больницу.
При обмораживании конечностей пострадавшего надо привести в теплое помещение и погрузить обмороженное место в воду с температурой 12-18°С. Постепенно в течение 20-30 мин температуру воды надо доводить до 37°С. Опускать замерзшие конечности в более теплую воду нельзя.
Во время гололеда, выходя из дома, одевайте удобную и нескользящую обувь. На обувь с гладкой подошвой можно наклеить лейкопластырь. Идите по краю пешеходной дорожки, не торопитесь, обходите других пешеходов осторожно.
Поднимаясь или спускаясь по ступенькам, держаться за поручни, перила. Ноги на скользкие ступеньки ставить аккуратно, немного под углом.
Переходя через дорогу, соблюдайте правила дорожного движения, не переходите улицу и не перебегайте перед близко идущим транспортом.
Следуя пешими маршрутами к учебным аудиториям, к мастерским РИТ будьте предельно собранным, воздержитесь от прослушивания музыки с помощью наушников, так как это существенно затруднит адекватное восприятие реальной обстановки.
ПОМНИТЕ - проезжая часть скользкая и торможение транспорта затруднено, возможны заносы. При наличии светофора - переходите только на зеленый свет. В гололед выбирайте более безопасный маршрут и выходите из дома заблаговременно.
В случае падения на проезжей части дороги, постарайтесь быстрее подняться и отойти на безопасное место, если не можете подняться - попросите прохожих оказать вам помощь, если их нет, то постарайтесь отползти на край дороги в безопасное место.
При больших снегопадах и оттепели выходя из зданий, не задерживаться на крыльце, а быстро отходить на безопасное расстояние от здания (5 метров). Входя в здание обязательно поднять голову вверх, и убедиться в отсутствии свисающих глыб снега, наледи и сосулек.
При перемещении на улице, не ходить вдоль стен здания, а перемещаться по пешеходным дорожкам, подходя к зданию на безопасное расстояние обязательно поднимать голову вверх, и только убедившись в отсутствии наледи, сосулек и свисающих глыб проходить в этом месте. Если участок пешеходной дороги огорожен, и идет сбрасывание снега с крыш, обязательно обойти это место на безопасном расстоянии. Выполнять требования указателей или словесных объяснений работников коммунальных служб.
Если произошел несчастный случай, необходимо оттащить пострадавшего на безопасное расстояние, оказать ему помощь, в случае необходимости срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение и обязательно сообщить о случившемся в учебное заведение мастеру п/о, классному руководителю, учебную часть РИТ.