Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение  Амурской области "Райчихинский индустриальный техникум" (ГПОАУ "РИТ") образовано в 2013 г. в результате реорганизации ГОБУ СПО "Райчихинский индустриальный техникум" путем слияния с ГОАУ НПО "Профессиональный технический лицей № 2".
Учредитель организации - Министерство образования и науки Амурской области.
ГПОАУ "РИТ" включает в свою структуру 3 отделения, расположенные в г.Райчихинске Амурской области по следующим адресам:

1 отделение: ул. Пионерская, 31, e-mail: ptl.2@mail.ru

Режим работы: пн.-пт. - 8.00-17.00  

Телефоны:8(41647) 2-30-56 (1-е отделение),

2 отделение: ул. 30 лет ВЛКСМ, 2, e-mail: gounpoptl2@yandex.ru
 
Режим работы: пн.-пт. - 8.00-17.00     
 
8(41647) 2-31-24 (2-е отделение),
 
 
3 отделение: ул. Музыкальная, 31, e-mail: rayit1@mail.ru.
 
Режим работы: пн.-пт. - 8.00-17.00    
 
8(41647) 2-32-40, 2-33-58 (3 отделение).
 
Так начиналось ...

Начало современной государственной системы профессионально-технического образования было положено указом президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР». Созданные в соответствии с указом ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО системы государственных трудовых резервов с играли огромную роль в обеспечении ведущих отраслей народного хозяйства квалифицированными кадрами.

В сентябре 1940 года в Райчихинске была открыта школа ФЗО № 1. Такая информация с подробными условиями приема печаталась в газетах, сообщалась по радио Приморского, Хабаровского края, Сибири.

Первые ее ученики были из Сибири и Новосибирской области. Многие из них затем уехали на угольные предприятия Сибири, были призваны в армию.

Как вспоминают выпускники 40-43-х годов Харютин Федор Андреевич, Винник Василий Митрофанович. Резников Александр Иванович. Хуртин Николай Яковлевич, Бысик Михаил Николаевич. Антоненко Григорий Семенович выбор профессии был сделан не по собственному желанию . Кого направил военкомат. Кого отправили родители в эти трудные военные годы.

Василий Митрофанович Винник в 16 лет прибыл из Екатеринославки. Так как отец не в состоянии был прокормить 4-х детей. Жизнь не баловала парня. Успешно закончив ФЗО Василий работал помощником машиниста на паровом экскаваторе, а через 1,5 года работы стал машинистом и уже сам обучал других своей профессии. В трудовой книжке замечательного горняка записей мало, но наград за труд гораздо больше.

В 1966 году награжден орденом Ленина, в 1971 году присвоено звание лучшего машиниста экскаватора. Василий Митрофанович всего добивался самостоятельно. С 16 лет учился вести домашний быт, зарабатывать и умело расходовать трудовую копейку, построил сам дом.

Из села Желтоярово Свободненского района также по направлению военкомата в 1942 году прибыл в Кивду Бысик Михаил Николаевич, но в Кивде представителю из школы ФЗО удалось парней переагитировать в свою школу. Ребята загорелись от предложенной перспективы стать горняками и, не раздумывая, согласились. И в итоге 3 месяца учебы и более 50 лет непрерывной работы на экскаваторах, благодарности и награды за добросовестный труд.

Всегда есть исключения из правил. Были и тогда, в 40-е годы. Из под Облучья по направлению военкомата в 1943 году приехал совсем маленький мальчонка – 13 лет Антоненко Гриша. Учился на электромонтера. Трудно было выдержать тот режим и дисциплину, которые царили в ФЗО в военное время. Гриша пытался сбежать домой, но мастера вернули его назад. Проучившись полгода Григорий стал работать и учился в вечерней школе. Отслужил армию, вернулся на разрез, где и проработал электрослесарем 50 лет. Запись в книжке также одна.

Едва окончив учебу и приступив к работе, почти все выпускники уходили на фронт. Среди них Резников Александр Иванович, Харютин Федор Андреевич, Радомский Анатолий Иванович.

После окончания войны они навсегда связали свою судьбу с нашим горняцким городом.

Первым всегда трудно. Время было тяжелое, питание скудное: суп гороховый, каша пшенная. Но учились упорно. Многие сразу после учебы уходили на фронт, а возвратившись с войны брались за то дело, которому был обучен в школе ФЗО.

Второй набор школы с 1 июля 1941 года состоял из парней – амурчан Бурейского, Октябрьского и других районов. Вот как об этом вспоминает её выпускник Резников А.И:

«В школе было 4 группы: помощники машинистов экскаваторов, взрывники, слесари и электрики. Первые две группы и администрация школы располагалась в 2-х этажном доме, что напротив поликлиники (ее тогда не было), а слесари и электрики размещались в одноэтажном доме, находившемся в районе стадиона и профилактория. Директором школы был В. Колесов, комендантом Н. Мастевой.

Группу взрывников вел мастер Я.Хутрин, а электриков – Н.Лебедев.

Условия учебы и обеспечения в те времена были тяжелыми, особенно питание. Ведь этот призыв обучался с начала войны, и меню состояло в основном из перловой или пшеничных каш и горохового супа.

Практику проходили на двух действующих в ту пору разрезах: Северном и Духовском. Тяжелый был труд взрывников в военные и первые послевоенные годы. На многие сотни метров таскали на себе взрывчатку и средства взрывания, не получали никакого спецпитания. В годы войны выпускники училища работали на самых ответственных участках трудового фронта. На угольных разрезах они добывали уголь, работая за себя и за ушедших на фронт отцов, старших братьев и товарищей.»

Воспоминания в прошлом выпускника 40-х годов.

Алексея Дмитриевича Радченко

Уехав из родного села, я перебрался в Райчиху – к старшему брату, который работал на Северном разрезе. У него я какое-то время и жил. Но надо было учиться, получать рабочую специальность, и я поехал в Куйбышевку-Восточную, поступил в училище. На учебу мне сказали приехать в сентябре. Пришлось вернуться в Райчиху. А тут как раз открылось ремесленное училище. Это было в 1946 году. В конце 1947 года из старого здания училища мы перешли в новый корпус, где сейчас расположено ПУ № 11, получил я специальность помощника машиниста паровоза.

Работа.

Свою трудовую деятельность я начал с должности помощника машиниста паровоза. Отслужив в армии, я продолжил работать по этой специальности. И отдал этому нелегкому труду 18 лет.

Живя в те годы в п. Восток, я познакомился с замечательной женщиной, которая и стала вскоре моей женой.

Работа на паровозе – это адский труд, его знают только те, кто прошел эту школу в молодости, таких остались единицы.

В п. Восточном я имел много друзей -горняков, которые и посоветовали мне пойти в вечерний курсовой комбинат и получить специальность машиниста экскаватора. Очень тяжело было, «отпахав» смену на паровозе, идти учиться другой специальности. Особо сложно было мне переучиваться как машинисту паровоза на машиниста экскаватора.

Судьба горняцкая.

И вот с 1965 года я стал работать на разрезе «Восточный» сначала горным рабочим, а затем, подтвердив полученные в вечернем курсовом комбинате знания, поднабравшись опыта, получил право работать помощником машиниста экскаватора на ЭШ-15/90 № 3.

На этой машине я проработал недолго, т.к. мне предложили перейти на монтаж ЭШ-10/60 № 8, монтировали который в районе подсобного хозяйства. Когда завершились работы на этом экскаваторе, меня перебросили на монтаж очередного драглайна – ЭШ-15/90 № 14. на нем я и проработал с 1973 по 1986 годы.

Подошло время ухода на заслуженный отдых. Общий трудовой стаж у меня, не считая 4.5 года службы в армии, составляет 41 год.

На пенсии бездельничать не хотелось, да и звали меня на другие работы. Вот и работал я некоторое время в бригаде по ремонту экскаваторов и его оборудования.

Вскоре открыли разрез «Ерковецкий». Пятерых специалистов, в том числе меня, откомандировали туда для работы. Пришлось мне принять участие и в установке ковша-памятника горняцкой профессии. Эту ответственную работу принимал у нас лично Василий Федорович Зарубов, тогда генеральный директор объединения «Дальвостуголь».

На отдых я ушел окончательно только в 1994 году. Если бы не подвело здоровье, работал бы и дальше.

Короток рассказ о своей судьбе Алексея Дмитриевича Радченко. Если вспоминать все, перелистывать годы как страницы, просматривать месяц за месяцем его трудовую жизнь, словно главы книги, получится целая повесть.

Лучше всего о его трудовом пути свидетельствуют воспоминания коллег-ветеранов и его награды, которыми Родина отметила его добросовестный труд. Это знаки «Ударник 9 пятилетки», «Ударник 11 пятилетки», «Победитель соц. соревнования», юбилейные медали и медали «За долголетний добросовестный труд» и «И за трудовое отличие».

После окончания войны

Знатные люди города - выпусники училища (лицея, техникума)

Василий Федорович Зарубов

Какими заботами живет в настоящее время РИТ.